✅Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к первой седмице Великого поста (чтение канона Андрея Критского).
➡источник:: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya_1_vilikij_post.php
________________________________________________
В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает совершение великого повечерия. В первые четыре дня Великого поста великое повечерие совершается с чтением канона преподобного Андрея Критского, причем он разделен на четыре части.
Чин великого повечерия состоит в основном из псалмов и распадается на три части.
Первая часть включает шесть псалмов и яркое песнопение С нами Бог из книги пророка Исайи.
Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2-й книги Паралипоменон Ветхого Завета молитву царя Манасии.
В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется БогородичныйБ.ызфтЮ канон и особое песнопение "Господи сил, с нами буди..." со стихами 150-го псалма. Устав указывает петь их "велегласно и косно", т.е. очень громко и медленно.
✔В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой. Начинается служба так: "Благословен Бог...", обычное начало и 69-й псалом, который находится в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.
Великий канон – это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты.
Начинается он текстом, обращенным ко Христу:
"Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?"
с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно. Затем следует знаменитый тропарь:
"Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься..."
Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.
По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе:
"Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы"
Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6-й песни:
"Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй"
К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души – вспомни этого праведника, он так угодил Богу, вспомни этого праведника, он так угодил – ты ничего подобного не сделала.
В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф. 0б одних говорится в положительном смысле, о других в отрицательном, кому-то нужно подражать, а кому-то нет.
"Колесничник Илия, колесницею добродетелей вшед яко на Небеса, ношашеся превыше иногда от земных. Сего убо, душе моя, восход помышляй"
помышляй, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников.
"Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость, бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих"
хотя бы в старости отринь сребролюбие Гиезии, душа, и оставив свои злодеяния, избегай геенского огня. Как видите, тексты довольно трудные, поэтому к восприятию Великого канона необходимо заранее готовиться.
В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы:
"Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя"
нечего вспоминать из Ветхого Завета, все бесполезно. Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься:
"Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением".
Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя:
"Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся"
Великий канон, всеми средствами подвигая нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою "методику": как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно:
"ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися"
Горе тебе, когда предстанешь на суд!
В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв великого повечерия:
"Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы". Братия: "Бог простит тебе, отче святый".
Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.
✔Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются. Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала. Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея.
✔Описание особенностей первой седмицы Великого поста и полный текст канона преподобного Андрея Критского читайте на странице:
➡ссылка: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya_1_vilikij_post.php